Красный мост. Достопримечательность Орла. Интересные повороты судьбы, начиная с ХVI века

Красный – мост через Оку
Обновлено:

По окончанию татаро – монгольского ига в 1480 году отношения между Русью и «бывшими» захватчиками мало изменились. Орда раздробилась на мелкие ханства, но каждое по старой привычке стремилось получить от Руси дань, в случае отказов доходя в боевых набегах вплоть до Московского Кремля.

Однако Московское государство постепенно стало поворачивать обоюдные отношения в правовые формы, меняя соотношение сил в свою пользу и за 75 лет добилось, практически, малодействий новоявленных ханств, которые, правда, хоть и ослабли, но продолжали досаждать своими набегами.

И вот для заслона этим набегам и активных противодействий Иван IV решил укрепить южные окраины. Среди выбранных мест для одной из новых крепостей была излучина двух рек - Оки и Орлика, где в 1566 году был заложен город Орел.

 

Ну вот, как всегда понесло меня в очень интересный исторический экскурс города. Но без этого предисловия я не могу перейти к сегодняшней теме своего текста. Мысли мои стали складываться в строчки еще 31 марта, когда после посещения жд вокзала я на трамвае поехала проведать второго своего старого - с 1989 года - знакомого.

Достопримечательный мост. Мариинское начало

Еще при строительстве Орловской крепости вокруг Орловского Кремля стало ясно, что сообщение с Московской дорогой невозможно без моста через Оку – по хозяйственным и военным нуждам: для торговых обозов и путников в мирное время, для сбегавшихся в крепость уездных крестьян (сошных людей) и других людей при набегах крымских татар.

Поэтому еще в ХVI веке был построен Сошный мост.

Но его недостатком была его деревянная основа, которая сносилась в период весенних половодий. В те времена это действо было довольно частым, и мост приходилось постоянно строить заново, подменяя его на период строительства и половодий паромными переправами.

Так и жил Орел с деревянным мостом через Оку, пока не появилась железная дорога, а за ней и проекты двух мостов на каменных опорах. Так и возвели их – сначала Мариинский, затем Александровский.

В отличии от предшествующих ему деревянных мостов Мариинский опирался по берегам на каменные опоры, а посередине воздвигли еще одну каменную опору для встречи двух литых пролетов моста. Никакая вода уже не могла снести эту конструкцию.

Через 19 лет по мосту было открыто трамвайное движение, которое существует до сих пор. Этот мост единственный, по которому ездят трамваи.

«Красный» не потому, что красный. Хотя…

В 1919 году главному городскому мосту дали название «Красный», хотя различные оттенки красного цвета появились на нем только, практически, в XXI веке, а до этого преобладали серые тона. Я думаю, здесь свою роль сыграл главный цвет Октябрьской революции.

До августа 1943 года мост простоял без изменений, а потом его, как и другие мосты, взорвали отступавшие оккупанты. Покореженные металлические части были сброшены взрывами в реку, а каменные опоры остались стоять.

Они и явились основой нового «Красного» моста, возведенного к июлю 1950 года. А через Оку рядом с этим местом почти 7 лет работала временная переправа.

С тех пор мост ремонтировался два раза, но капитального ремонта с закрытием проезда и прохода не было.

Что можно еще сказать про Красный мост

453 года исполняется в этом году Орлу. За прошедшие сотни лет неузнаваемо менялся облик города: сносились старые здания и улицы, строились новые дома и переулки. Менялись названия.

Некоторые улицы города получали свое название от дорог, у которых воздвигали дома, превращая дороги в улицы. Таким образом возникли улицы Кромская и Карачевская на юге и западе, Московская и Болховская - на севере. Название некоторых улиц указывало на сословия их жителей (Большая Дворянская), ремесло, которым они занимались (Прядильная), на находящиеся и работающие на них различные службы (Пожарная, Гостиная).

Красный – мост через Оку

И вот движение транспорта в центре Орла с улицы Гостиной на левом берегу Оки на улицу Московскую на правом, переходящую в Московское шоссе, и осуществляет Красный мост, состоящий из двух стальных пролетов, опирающихся на каменные опоры 140-летней давности.

Весь транспорт на улицу Гостиную выезжает к ТЮЗу (театр юного зрителя), современное название - театр Свободное пространство, а на Московскую – к Скверу танкистов с памятником – танком Т-34.

Красный мост – это место самого интенсивного движения транспорта в городе и постоянных пробок!, потому что является соединительным звеном трех городских районов: Заводского с Железнодорожным и Северным.

Реконструкция? - Реконструкция.

Красный – мост через Оку

Принято решение произвести реконструкцию моста с расширением его на 5 метров, чтобы расширить автомобильные, трамвайные полосы, пешеходные дорожки и увеличить его пропускную способность. По идее надо было бы расширить мост больше – один из проектов предлагал цифру 12 метров, но он был отклонен. Причина – мост имеет статус памятника.

Только на проектно-сметную документацию выделено было 49 млн.руб., больше миллиарда планируется на сам мост. Но чтобы эти деньги «не улетели в трубу», все действия и проект тщательно проверяются госэкспертами. Подрядчика выберут по результатам торгов.

Для начала реконструкции моста потребуется возвести рядом пешеходный переход и что-либо типа понтонной переправы для технического транспорта. А так весь транспорт планируется перенаправлять в объезд через мост Дружбы, но его срочно закрыли из-за аварийного состояния.

Таким образом работы с Красным мостом начнутся только после ремонта соседа, который продлится не меньше 1,5 лет.

Так что ждем’с…

Большую часть своей жизни я прожила в местах с небольшим историческим сроком существования. Поэтому Орловский край с его историей, уходящей в глубь зарождения Российской государственности, стал для меня кладезем знаний, о которых ранее я не могла и мечтать.

В следующем своем рассказе я опишу Дворянку – место, связанное с И.С.Тургеневым и его «Дворянским гнездом».

На этом - всё. Если понравилась заметка, оставьте отзыв и познакомьте с ней друзей. Появились вопросы? - Задавайте! Всегда отвечу!

Всего вам самого позитивного!

Ваша Галина Николаевна

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение