Железнодорожный вокзал Орел. Пошаговые данные, начиная с необыкновенного островного строения до расписания движения поездов.

Железнодорожный вокзал Орел
Обновлено:

Ездить с вокзала Орел и возвращаться обратно за прошедшие 30 лет пришлось немало. Практически на моих глазах он менялся в чем-то с одной стороны, оставаясь таким же с другой.

Бывала здесь и в советские времена, и в тревожные 90-ые. В любом случае и в любое время вокзал являлся маяком в безбрежном волнующемся житейском море человеческих страстей и забот, вызывая чувство родного дома после долгих отлучек.

Начало повествования. Первые шаги развертывания железных магистралей.

Знакомясь с событиями проведения железных дорог центра России, можно узнать, что они возникли благодаря самому начальному положению о строительстве железнодорожных путей в Российской империи в 1860-е годы.

Из 4 первоочередных направлений железных дорог три были связаны с Орлом: 1. На Саратов, 2. На Витебск и 3. От Москвы на Севастополь через Орел.

То есть, на нашем городе тогда акцентировалось внимание, как на крупнейшем сельском центре страны, который мог стать главным экспортером зерна с такой развитой железнодорожной системой.

Орловский железнодорожный узел уникален в своем роде, потому что деньги для него были получены от продажи Аляски США.

В 1864 году приступили к созданию начального этапа Москва – Орел. Кстати, произведение Н.А.Некрасова «Железная дорога» посвящено именно этому событию.

Старт процесса. Первый орловский вокзал

Прибытие первого поезда Москва - Орел произошло в 1868 году. Вел его машинист – англичанин. Около 380 км было пройдено почти за 12 часов. Для тех времен это была сумасшедшая скорость. Для сравнения: сейчас электропоезду «Ласточка» для преодаления этого же расстояния требуется 4 часа.

С момента запуска дороги стал работать и первый вокзал – Орловско-Витебский - ставший составным элементом городской панорамы. Вокзал был так красив и монументален, что явился прототипом еще одного – Курского вокзала.

Железнодорожный вокзал Орел

Насколько вокзалы были похожи друг на друга, настолько была похожа и их судьба: в 1943 году к концу фашистской оккупации оба они были разгромлены, но сразу после войны в Орле в уцелевших частях цокольного этажа продолжали работать кассы и залы ожидания.

И тот же цокольный этаж стал базисом для создания нового вокзала. На его строительство ушли 1949 и 1950 годы. Выстроенное здание по адресу Привокзальная площадь, д.1 считалось в свое время одним из красивейших в стране.

Что необычно в вокзальном сооружении, так это то, что оно состоит из двух зданий, находящихся друг от друга на расстоянии подземного перехода/цокольного этажа. Причем конкретно сам вокзал возвышается наподобие острова среди 12 работающих направлений железнодорожных путей и не соприкасается непосредственно с Привокзальной площадью. С нею связана вторая полукруглая в общем виде постройка, так называемый «фасад вокзала», через которую и осуществляется вход.

Здесь находится еще одна отличительная особенность орловского вокзала – башенные часы, которые играют каждые 30 минут мелодию орловского композитора В.С.Калинникова.

Поездка к вокзалу Орел. Некоторые подробности

В прошедшее воскресенье - 31 марта - для уточнения своих воспоминаний и ощущений я съездила на привокзальную площадь, чтобы повидаться со старым другом многих орловцев.

Доехать до вокзала не составляет проблемы. Ехать надо до конечной остановки трамваев №1 и 4, троллейбуса №5, маршруток №15,18,55,60 и… И если написана остановка «Текмаш», как, например, у троллейбуса №1. Это значит, что транспорт идет по улице Московской и просто делает остановку рядом с вокзалом. Плата за проезд – 20 рублей.

Чтобы лучше сориентироваться, предлагаю рассмотреть план расположения вокзала и Привокзальной площади:

Железнодорожный вокзал Орел

На фото слева за фасадным зданием видна верхняя часть второго (на расстоянии почти 80 метров). Фасад вокзала - это вход, боковые лестницы наверх, где по боками возвышаются 2 коллонады в длину по 40 метров, и большие широкие окна, находящиеся на уровне первого этажа.

На плане местности справа двумя окружностями обведены оба вокзальных строения. В большом круге - Привокзальная площадь и 1.Фасад, 2. Фигура орла, 3. Почтовый банк и почтовое отделени №6, 4. Дворец железнодорожникоа, 8. Магазин "Пятерочка" и рядом 9. "Магнит".

.

За пределами круга расположены: 5. Конечная остановка троллейбуса и маршруток, 6. Конечная остановка трамваев, 7. Остановка на улице Московской, 10. Еще одна примечательность близлежащей территории - Межрегиональное денежное хранилище.

В меньшей окружности - сам вокзал (В) длиной вдоль путей 110 метров.

Итак, доехать непосредственно к вокзалу можно с двух сторон. Справа, если смотреть с площади, сразу за административным полукруглым зданием жд узла делает кольцо трамвайная ветка (6). Слева напротив такого же полукруглого здания находится конечная остановка для троллейбуса и маршруток (5). Я доехала на 60 маршрутке от остановки на одной из улиц Советского района.

На обычном такси можно заехать с двух сторон, проехать прямо на площадь и остановиться перед вокзалом. Для этого предусмотрены парковочные места (около 140).

Сам вокзал находится в Железнодорожном районе города. Если вы едете с оставшихся трех районов, то вам следует доехать до остановки «Текмаш» (7), что на улице Московская (в метрах 500 от конечной у вокзала). В направлении Текмаша идут не менее десятка автобусов, еще столько же маршруток и Первый троллейбус, соединяющий Автовокзал (Заводской район) с Северным районом.

Непрезентабельный вид площади

Прибыв на площадь, я была, честно говоря, шокирована видом проезжей части. Обычно чистая территория на этот раз выглядела, как подъезд к мусорной свалке: ветер переносил с места на место обрывки бумаг, оберток от различных пакетиков, окурки, рваные целлофановые пакеты, поднимал пыль от раздавленного машинами песка, которым посыпали ледяную площадь зимой. Асфальт был грязным со следами потеков, создавая впечатление засохших следов грязевых селей.

Меня почему-то посетила мысль о том, что городские чиновники и работники жд узла, отвечающие за благоустройство вокруг вокзала, как всегда оказались не готовы к смене времен года и к тому, что к началу апреля растает снег и потребуется уборка мётлами, по привычке ожидая апрельский субботник!

Тогда навести порядок можно будет бесплатно…

Железнодорожный вокзал Орел

Напротив вокзала расположился Дворец железнодорожников, а между ними первоначально раскинула свои крылья 7-метровая фигура орла, сделанная из веток и травы, название которой не помню, замененная к юбилею города в 2016 году на бронзового 4-метрового гордеца.

В прошлом году мы отмечали две знаменательные даты - 150 лет нашей железной дороге и 75 лет освобождению Орла от фашистских захватчиков. В честь этого рядом с дворцом справа застыли паровоз и машина, используемая как «Катюша» в ВОВ, а слева – товарный вагон первой половины века и танк.

Что еще я увидела малоприятного: между фигурой орла и проезжей частью площади как бы обрамляя орла с двух сторон стоят на двух высоких столбах больши щиты с рекламой, которая никоим образом не касается железнодорожной тематики. Я считаю ни место, ни тематику рекламы неприемлимыми здесь.

Поднявшись на три ступеньки, я ступила на чистую привокзальную территорию, вымощенную плиткой, похожей на брусчатку.

Пристанище пассажиров. График продвижения составов

Современный вокзал отличается от того, что я впервые увидела в 1989 году, только одним – практическим безлюдьем. Из-за этого при входе работает одна дверь из двух – правая, но для входящего – левая.

Внутри у металлоискателей стоит наблюдающий охранник вместо двух, а то и больше в былые времена. Прежде, чем продолжать путь прямо - дальше в подземный переход, я огляделась. Как и раньше над проходом в цокольный этаж электротабло указывает время отходящих или приходящих составов.

 

Все также справа вижу расписание пригородных поездов и электричек, слева – междугородных. Сразу за расписанием слева горят окна Справочного бюро и Сувенирного киоска, а напротив – справа - окна касс пригородных поездов. Кроме касс справа всё остальное пространство безжизненно, вместе с залом ожидания и бывших касс дальнего направления.

Дышит жизнью только левая половина. Я свернула туда, прошла нешироким проходом сквозь светящиеся окна-витрины киосков с печатной и другой продукцией и слева, далее за ними работающий буфет с пассажирами за двумя столиками и вошла в зал ожидания с работающими у противоположной стены кассами по продаже билетов на поезда дальнего следования. Там стояло 6 человек, по периметру у стен – сидели еще человек 12. На стене напротив чистых окон работают электронные табло, а слева от входа в зал стоят три терминала для электронной покупки билетов. И тишина. Такое впечатление, что люди в зале разговаривают шепотом. Только от касс доносятся более громкие голоса кассирш.

В последний раз я ездила в Москву осенью 2017 года. Тогда народу было больше. А сейчас, как рассказывают, залы ожидания наполняются приезжающими пассажирами в пятницу вечером и субботу со стороны Москвы, Санкт-Питербурга и Курска и уезжающими по тем же направлениям в воскресенье вечером и в понедельник рано утром.

В остальные дни и время какое-то количество людей появляется по прибытию различных поездов. Но как встречающих, так и уезжающих – приезжающих совсем немного, разве только какие-то группы спортсменов, артистов, туристов вносят оживление в размеренный ритм вокзала.

Итак, Расписание всех поездов находится на стене перед входом в цокольный этаж вокзала.

Из Орла в любом направлении уходят до 30 составов в день. Без пересадок можно доехать до Москвы и дальше (например, до Нижнего Новгорода), до Санкт-Петербурга, Курска, Воронежа, Белгорода, Адлера, Анапы, Сочи, Ростова-на-Дону, Краснодара.

Электричка «Ласточка» курсирует до Москвы и обратно быстро и комфортно. Есть несколько веток поездов до Ельца, Брянска, Льгова, Тулы и пригородного направления.

Купить или заказать билеты можно на самом вокзале в кассах и в терминалах, а также на сайте https://orel.vokzalzhd.ru/

Цоколь – как пъедестал к оборудованию основного здания

Вход в цокольный этаж не отделен дверями, просто просторный прямоугольник, разделенный посредине квадратными стойками, соединенными чугунными резными перегородками, типа невысокого заборчика, разделяют тоннель на два потока, длительность которых около 70 метров.

Всё отделано гранитом и камнем. Чисто. Упирается проход в 4 ступеньки вверх, ведущих на площадку перед туалетами и отделением для багажа. Вправо и влево, не доходя четырех ступенек, поднимаются вверх лестницы по 22 ступеньки на первый этаж основного здания вокзала. А перед этими лестницами с обеих сторон прохода расположены кафешки «Русский чай» и «На минутку», правда когда я проходила, работал только «Русский чай», и было там три посетителя.

Из зала, куда приводят две лестницы, выходы с двух сторон выводят на платформы: нечетные – с лицевой стороны, и четные – с обратной стороны, откуда видны колоннада над фасадным зданием, часть Привокзальной площади и ДК.

Раньше из этого общего зала можно было пройти налево и направо в залы ожидания. Сейчас работает один из них, окна-витражи которого как раз и выходят на сторону Привокзальной площади. В момент, когда я в него вошла, там сидело 4 человека.

Железнодорожный вокзал Орел

Стеклянная мозаика на окнах являются еще одной достопримечательностью. Один из туристов в отзывах написал, что она похожа на витражи храмов Европы. Хочется отметить, что в зале ожидания они отражают портреты русских орловских писателей Бунина, Фета, Тургенева, Андреева, Пришвина.

Второй зал ожидания закрыт, как и несколько других помещений вокзала. Но открыт медпункт, в Уголке для верующих можно купить различные церковные принадлежности. Работает комната матери и ребенка, а на втором этаже - несколько комнат отдыха. Здесь же - жд офисы.

Я вышла из здания и направилась в сторону колоннады справа от фасада, перейдя пути через дощатые покрытия и спустилась по лестнице вниз на площадь. Было немного грустно. Конечно, общий вид ансамбля из двух зданий с полукруглыми корпусами дирекции орловского отделения Московской железной дороги с колоннадами наверху фасада красивы и заслуженно являются как бы визитной карточкой города.

Но не состоялась предназначенная Орлу судьба стать железнодорожным центром России. Были попытки подняться после 1917 года, затем после 1943, но 90-е уже не оставили никаких шансов. Орел все больше превращается в перевалочный пункт с севера на юг и обратно. Не более того.

А как всё начиналось…

Я свернула налево, прошла около ста метров к трамвайному кольцу, села в трамвай №1 и поехала чуть в сторону от своего дома, чтобы проведать еще одного хорошо знакомого представителя города – Красный мост, о котором я напишу следующий рассказ.

Понравилась заметка? - Оставьте комментарий. Появились вопросы? - Всегда отвечу. Сбросите ссылку на материал друзьям - буду благодарна.

Желаю вам всего самого позитивного.

Ваша Галина Николаевна.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение